Профилактика семейного неблагополучия » Заман-білімдінікі
Тіркелу Кіру
Сайтқа кіру
Жарнама
» » » Профилактика семейного неблагополучия

Профилактика семейного неблагополучия

20-02-2016, 18:41
Автор: bilimtime
Қарау саны: 224
Пікірлер: 0
Версия для печати

профилактика семейного неблагополучия

Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социально-психологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Сегодня семья как основной социальный институт затронут системным кризисом. Все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных (дисфункциональных) в категорию семей "группы риска”, увеличивается количество неблагополучных семейных союзов.

Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч семей, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет являются детьми семей "группы риска”.

Контингент воспитанников социозащитных учреждений становится все более трудным для эффективной социально-реабилитационной работы. По сравнению с 2002 г. почти на 16 % возросла доля детей, поступивших из асоциальных и социально опасных семей, где пьянство, наркомания, уклонение родителей от воспитания и содержания детей становятся характерными чертами жизни данной семьи.

Анализ исследований, изучающих проблемы семьи (С. Беличева, А. Москаленко, Ф. Тащева и др.), показывает ухудшение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье.

К неблагополучным семьямпричисляют те, в которых не удовлетворяются устойчивые потребности членов семьи, необходимые для нормальной жизнедеятельности членов социального общества. В такой семье нарушена структура, размыты внутренние границы, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции.

К факторам социального риска, отрицательно влияющими на выполнение семьей своих функций, относятся:

·Социально-экономические факторы:низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия. Парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей.

·Медико-социальные факторы:экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

·Социально-демографические факторы:неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.

·Социально-психологические и психоло — педагогические факторы:семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.

·Криминальные факторы:алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни семьи, семейные скандалы, проявление жестокости и семейного насилия, наличие судимых членов семьи.

От внутрисемейного неблагополучия страдает качество детско-родительских отношений, уровень доверия, уважения в семье. Дети из социально-неблагополучных семей менее успешны в социальных отношениях, имеют эмоциональные и внутриличностные проблемы.

Данные психологических исследований отечественной школы (Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.А. Толстых, З.А. Матейчик, А.С. Спиваковская) доказывают, что нарушения детско-родительских отношений, отсутствие безопасности, каждодневного ухода, заботы развивают деструктивные привязанности детей и родителей. Члены таких семей оказываются погруженными в постоянные циклы отрицания, агрессивного и деструктивного поведения. Конфликты, оскорбления, хронические кризисы делают семью в целом уязвимой и неустойчивой.

Семьи, переживающие хронический кризис, находятся в состоянии глубокого страдания, боли, опустошенности и отстраненности от реальности. Для взаимодействия с миром им требуется огромное количество энергии и внутренних сил, которых не находится в силу общего состояния безнадежности. Чаще всего они пребывают в отчаянии и переживают беспомощность в виде ярости и неприятия окружающего мира. Состояние кризиса является для них привычной нормой. Главная задача выживания в неблагополучных семьях связана с необходимостью выживания и оборонительных действий при столкновениями с трудностями.

Первую группусоставляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные, асоциальные, социально опасные семьи. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое, сексуальное и психологическое насилие, игнорирование душевного мира и переживаний). В результате у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. В подобной семье полностью нивелируются чувства любви, уважения, долга, ответственности друг за друга.

Дети из конфликтных семей выходят в мир с глубокими внутриличностными проблемами. Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнений и солидарности родителей в их педагогическом воздействии на ребенка – все это часто приводит к формированию у ребенка чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, к замкнутости и нелюдимости, уходу в себя. Важным показателем неблагополучия становится разрушение внутрисемейных отношений, связей и взаимодействий.

Вторую группупредставляют внешне спокойные семьи. Внешне урегулированные отношения в таких семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения на уровне как супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети часто испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов, их педагогической несостоятельности. Следствием подобной семейной обстановки часто становится ярко выраженный эгоизм ребенка, его заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

В таких семьях дети находятся в состоянии дефицита общения, близости, любви и защищенности, не имеют возможности приобрести уверенность и радость жизни.

В целом, неблагополучные семьи отличаются социальной неустойчивостью, психологическими деформациями, напряжением и эмоциональной нестабильностью.

Анализ последствий семейного неблагополучия показывает, что нарастает отчуждение между родителями и детьми, нарушается психологическая связь между ребенком и родителями, создаются условия к побегам детей из дома, попыткам суицида, психосоматическим расстройствам, росту безнадзорности и увеличению криминализации подростковой среды.

Современная государственная социальная политика направлена на сохранение семьи как социального института, помощь каждой конкретной семье. Прежде всего, это профилактические меры, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Реализация превентивных мер и программ имеет определенные общие тенденции:

·профессионализация социально-профилактической и превентивной деятельности, введение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитологов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, работе с семьей;

·создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству (психологические службы и консультации, центры помощи семье и детям, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации);

·признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, и, в первую очередь, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основной целью деятельности социозащитных учреждений является профилактика социального сиротства, детской безнадзорности, семейного неблагополучия.

Приоритетными направлениями деятельности государственного учреждения « Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» является работа с несовершеннолетними и семьями по восстановлению и сохранению утраченных семейных связей, оказание комплексной (социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской) помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Оказание эффективной помощи детям из неблагополучных семей возможно лишь в контексте семейной истории, с учетом сложившихся привязанностей, правил и ценностей.

В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением деятельности Центра является восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация детско-родительских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечивая предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье, восстановления утраченных семейных связей и формирования осознанной родительской позиции.

Особую роль в этой системе целенаправленной профилактической деятельности специалистов ГУ СРЦ «Парус надежды» отводится следующим элементам:

·формирование у детей и подростков позитивных стандартов здорового образа жизни, сознательного отношения к родительству;

·психолого-педагогическое сопровождение родительства на разных стадиях его становления;

·раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи (в кризисные для нее моменты) на развитие ребенка;

·пропаганда позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства;

·содействие в получении ребенком позитивного опыта семейных отношений в условиях СРЦ (через семейные воспитательные группы, гостевые семьи)

·восстановление социального статуса несовершеннолетнего как члена семьи, ученика, гражданина

Акцент в деятельности специалистов Центра в современных условиях делается на работу с семейным окружением ребенка.

Для оказания помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на базе Центра действует школа эффективного родительства по программе «Семейная гармония”.

Целью школы является активное вовлечению родителей в социально-реабилитационный процесс, восстановление социального статуса несовершеннолетнего, укрепление и сохранение семейных связей.

Основные задачи данной программы — оптимизации родительской позиции, повышение психологической грамотности родителей, гармонизация детско-родительских отношений.

Специалисты Центра в работе по программе «Семейная гармония» руководствуются следующими принципами:

·Принцип своевременностипредусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.

·Принцип гуманизмавыражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.

·Принцип индивидуального подходапредполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.

·Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи– настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.

·Принцип интеграции усилий, комплексный подход– объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия семье.

Основным аспектом в работе с семьей является выявление влияний негативных факторов воспитания на развитие и социализацию ребенка, содействие установлению благоприятных взаимоотношений в семье.

В связи с этим, профилактическая и коррекционная работа с семьей, имеющей тот или иной вид неблагополучия – важная составляющая деятельности специалистов ГУ СРЦ «Парус надежды» по восстановлению социального статуса несовершеннолетнего, нормализации процесса его дальнейшего индивидуального и социального развития.

Работа специалистов Центра с семьями осуществляется по нескольким направлениям:

·установление контакта сотрудников центра с членами семьи;

·выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения;

·определение плана вывода семьи из трудной жизненной ситуации, содержание необходимой помощи и поддержки со стороны учреждения, других служб, стимулирование родителей к самопомощи;

·реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

·социальное патронирование семьи.

В рамках программы школы эффективного родительства «Семейная гармония» реализуются несколько социальных подпрограмм:

·«Гармония в семье – гармония в мире» — оказание консультативной помощи родителям, проведение тренингов детско-родительских отношений

·«Сегодня гость — завтра член семьи» — подготовка и сопровождение гостевых семей

·«Родительская беседка» — психолого-педагогическое просвещение родителей

·«Доброе начало» — подготовка и сопровождение семейных воспитательных групп.

·«Содружество» — организация клубной деятельности родителей и детей с ограниченными возможностями

·«Оберег» — сопровождение приемных семей

Реализация данных социально-реабилитационных программ позволяет наладить детско-родительских отношения, повысить уровень семейной культуры, сформировать навыки самопомощи и саморазвития, совершенствовать родительскую эффективность через безусловное принятие ребенка. Тем самым, оказывается адресная социальная помощь и поддержка родителям с разным опытом родительства, семье по преодолению трудной жизненной ситуации и выходу из кризиса, ребенку по восстановлению его социального статуса.

В современных условиях обеспечение эмоциональной, смысловой, экзистенциальной поддержки семье и ее отдельным членам позволяет решить проблемы детского и семейного неблагополучия. Раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи (в кризисные для нее моменты) снижает рост социального сиротства, детской безнадзорности

 

Рейтинг статьи:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Мәләмет

Қонақтар тобыдағы қонақтар пікір қалдыра алмайды.