ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘҢГІЛІК ЕЛ» » Заман-білімдінікі
Тіркелу Кіру
Сайтқа кіру
Жарнама
» » » ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»

2-04-2016, 22:13
Қарау саны: 2488
Пікірлер: 0
Версия для печати
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»
Н.Н.Ахметкалиев, директор КГУ «СОШК №3»
Восточно-Казахстанская область,
г.Семей С.С. Оспанова, заместитель директора по УМР КГУ «СОШК №3»
М.З. Жанаспаева, учитель русского языка и литературы КГУ «СОШК №3» П
АСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы: ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «МӘҢГІЛІК ЕЛ» Нормативно- правовое обеспечение Программы: 1. Закон «Об образовании». 2.Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080 (ГОСО РК 1.4.002-2012). 3. «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы». Перечень подпрограмм: «Мой мир: Я – ученик и личность». Проект «Успешное чтение». «Мир правовых знаний» «Мир семьи» «Мир здоровья» «Мир профессий» Цели и задачи: Создать условия для воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел». - Формирование базовых ценностей у учащихся школы, в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел». - Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества. - Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни школы и социума, на основе социального проектирования. - Создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики ЗОЖ. - Развитие системы детского самоуправления. - Сотрудничество с родительской общественностью. Сроки реализации: 2016-2021г.г. Ожидаемые результаты: Высокий уровень воспитанности личности, выявляемый на основе определенного набора качеств, соответствующих социальным требованиям, в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел». Создание личностного образа и приобретение личностного опыта: - личностный образ (параметры: сформированность базовой культуры личности, ценностно-смысловое восприятие мира, стремление к ЗОЖ, осмысленность поступков и осознанность действий); - личностный опыт (параметры: ключевые компетенции; способность к самоактуализации, самоорганизации внутреннего потенциала; саморефлексии, саморегуляция поведения, профессиональные ориентиры). Показателем эффективности образовательно- воспитательного процесса является положительная динамика личностного роста учащихся, отсутствие правонарушений, сокращение группы «риска», активное участие в проектных, исследовательских работах различного уровня, действующих программах воспитания. Деятельность системы детского самоуправления. Создание информационного банка материалов по воспитательной работе, публикация методических материалов учителей, участие в региональных конкурсах, акциях. Активная позиция родителей в воспитании и социализации школьников. Система контроля: Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном администрацией школы порядке совместно с координаторами подпрограмм. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В Плане нации «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» 85-й и 89-й шаги посвящены идее Мәңгілік Ел. Четко поставлены задачи по созданию проекта Патриотического акта и внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования. Сегодня мы подошли к тому, что национальная идея Мәңгілік Ел проникает во все сферы повседневной жизни. Фундамент её должен быть заложен в школе. В рамках реализации этой идеи необходимо целенаправленно вести воспитательную и образовательную работу в школе. Программа воспитания и социализации направлена на формирование пространства для духовно-нравственного развития школьников на основе их приобщения к национальным ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина Казахстана. Цель программы – создать условия для воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Казахстана в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел». Формирование социально активной личности в КГУ «СОШК №3» происходит в условиях сложившейся учебно - воспитательной системы, в основе которой лежат педагогические идеи, ориентированные на базовые национальные ценности. Важным аспектом формирования личности школьников должно стать претворение национальной идеи «Мәңгілік Ел». Актуальность: Если оглянуться и просто посмотреть вокруг себя, то мы увидим, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, в учебном учреждении, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно. Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям: социально защищенные; нравственно стойкие; социально закаленные, против всякого рода соблазнов; имеющие знания на уровне современной науки и техники; здоровые физически и психически; и главное, имеющие социальный опыт самостоятельного принятия решений, делающие выбор поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д. Положение детей и подростков в настоящее время тревожно: • Снижение интереса к учебе • Самоустранение родителей от воспитания в ряде семей • Недостаточное предложение бесплатного досуга • Проблема трудоустройства Стало очевидным, решение проблемы – в программно-целевом объединении усилий семьи, школы и учреждений дополнительного образования и детских общественных организаций. Сегодня главным социальным институтом для ребенка является интеграция деятельности школы и учреждений дополнительного образования. Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности. Главной ценностью является Человек- личность школьника. Учебно – воспитательный процесс в школе направлен не только на формирование предметных знаний, но и на воспитание личностных качеств школьников, на развитие их творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Особое внимание в программе акцентировано на аспектах социализации личности. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация школьников осуществляется на всех ступенях обучения. Социальный опыт учащиеся приобретают в результате реализации образовательных и воспитательных программ, в результате приобретения опыта общения в молодежной, социальной, внешкольной среде. Степенью новизны для обучающихся «Программы воспитания и социализации учащихся» является работа следующих подпрограмм, направленных на развитие продуктивных способов деятельности и основанных на принципах научности, практикоориентированности: Духовно- нравственное воспитание «Мой мир: Я – ученик и личность», проект «Успешное чтение» Семья – важнейший институт социализации « Мир семьи» Физическое воспитание и ЗОЖ «Мир здоровья» Гражданско - правовое, патриотическое воспитание, как фактор социализации. «Мир правовых знаний» Профессиональная социализация «Мир профессий» - интеграция с ДМШ и областным детским биологическим центром. Ведущей целью профориентации сегодня является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка. Для организации и полноценного функционирования учебно – воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих субъектов: классных руководителей, учителей-предметников, учителей по самопознанию, психологов, родителей. Формы организации учебно-воспитательной работы в соответствии с возрастными особенностями учащихся: - урочная деятельность; - внеурочная занятость (организация досуга); - социальное проектирование; - НПК; - экскурсии, лекции, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, презентации; - мониторинг, диагностика; - сотрудничество с образовательными учреждениями, организациями дополнительного образования, общественными организациями. Программа предполагает преемственность содержания, форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности школьников на всех ступенях обучения. Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты: классы, кружки, секции, методическое объединение классных руководителей, предметные методические объединения, родительский комитет. Программа является ориентиром для составления планов воспитательной работы, индивидуальных рабочих программ по воспитанию. Этапы реализации программы 2016-2017 учебный год - диагностический этап -выявляет основные проблемы, которые в данных условиях необходимо решать с помощью программы. - организационно-подготовительный - разработка содержания подпрограмм, методическое оснащение программы (Приложение 1,2,3,4) 2017-2020 учебный год - практический этап - реализация подпрограмм, социальное проектирование, составление индивидуальных программ воспитательной работы, мониторинг социального педагога и психолога, динамика достижений учащихся в области обучения и воспитания; участие в различных воспитательных, социальных программах различного уровня; деятельность методических объединений»; сотрудничество с родительской общественностью. 2020-2021 учебный год - обобщающий этап- подведение результатов работы ПРОГРАММЫ; анализ деятельности системы детского самоуправления, обработка результатов мониторингов различных специалистов, служб и классных руководителей; обобщение опыта учителей в различных конкурсных мероприятиях; создание материалов для печатных и электронных изданий. Работа ПРОГРАММЫ предполагает формирование новой модели ученика, выпускника школы. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА КГУ «СОШК №3» Нравствен ный потенциал Осмысление целей и смысла жизни, проявление в отношениях с людьми доброты, честности, вежливости; готовность к профессиональному самоопределению и самореализации; активность в общешкольных и классных делах. Познаватель ный потенциал Желание и готовность продолжать обучение после школы или включаться в трудовую деятельность, потребности в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний Коммуника тивный потенциал Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях. Культур ный потенциал Умение строить свою жизнедея- тельность по законам гармонии и красоты, потребность в учебной, трудовой, досуговой деятельно- сти, поведении, в отношениях с окружающими. Физический потенциал Стремление к физическому совершенст-вованию, умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнова-ния Требования к уровню учебно-воспитательных достижений учащихся В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания определены критерии и показатели эффективности учебно-воспитательной системы: Критерии Показатели Сформированность познавательного потенциала личности учащегося. 1. Освоение образовательной программы. 2. Развитие мышления. 3. Познавательная активность . 4. Сформированность учебной деятельности. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося. 1. Нравственная направленность личности. 2. Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося. 1. Коммуникабельность. 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся. 3. Знание этикета. Сформированность физического потенциала личности. 1. Состояние здоровья учащихся. 2. Развитость физических качеств личности. Сформированность общешкольного коллектива. 1. Состояние эмоционально- психологических отношений в коллективе. 2. Развитость самоуправления. 3. Сформированность совместной, коллективной деятельности. Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе. 1. Комфортность ребенка в школе. 2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе). ЛИТЕРАТУРА Алоева М.А. Бейсова В.Е. «Настольная книга современного классного руководителя, 5-8 классы», Ростов- на – Дону. «Феникс» , 2006. Галкина Т.И. 2Организация и содержание методической работы в современной школе» Ростов- на – Дону. «Феникс» , 2007. Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитательной работы в школе», Москва, 2003 Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьники и компьютер» ООО «ВАКО», 2007. Мирошниченко Т.А. «Семья и школа: грани сотрудничества». Вологорад.2009. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. «Воспитание личности в коллективе», Москва, 2000. Селевко Г.С. «Педагогические технологии», 2006 Серова Т.И. Григорьевская Н.Н. «Формы и методы работы классного руководителя с родителями», Барнаул: САМИ, 2006. Сизанов А.Н., Хриптович В.А «Модульный курс профилактики курения 5-11 классы», Москва, «ВАКО», 2004э Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе» Педагогический поиск, 2000. Степанов Е.Н. «Моделирование воспитательной системы школы», 2008 «Школьные технологии», 2004 №1 Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29. 2.Гуляихин В.Н., Галкин А.П., Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс. — 2012. — № 6. — С. 127-132. 3. Загайнова В.И. Повышение квалификации педагогов дополнительного образования// Қосымша білім және тәрбие. Внешкольник Казахстана.-2006№-№5-с.25-29 Методическое оснащение программы ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ «Час знаний и убеждений» посвящается анализу складывающихся у учащихся мировоззренческих представлений, политических, нравственных, эстетических идеалов, ценностных ориентаций. «Час труда» - дети активно обсуждают доступные их пониманию вопросы перестройки экономической жизни страны, а также практику собственных трудовых отношений в коллективе. «Час коллектива» представляет собой своеобразную форму собрания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни общешкольного и классного коллективов, состояния самоуправления, выполнения общественных поручений, коллективных отношений, поведения отдельных ребят. «Час творчества» организуется как подведение итогов работы учащихся класса в кружках, хореографических, изобразительных. Музыкальных студиях, школах искусств, на станциях техников и юннатов, в клубах, а также дома. Он представляет возможность каждому ребенку или группе детей проявить себя, показать, на что они способны, услышать мнение о результатах своего творчества, узнать о себе что-то новое и самоутвердится. «Час семьи» по содержанию направлен на осмысление опыта семейной жизни. Школьники обсуждают примеры жизни семей, в которых росли выдающиеся личности. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ Период проведения Тема собрания Ответственные сентябрь Нормативно- правовые аспекты воспитания школьников. Ответственность школы и родителей за жизнедеятельность и безопасность детей. ПДД. Права и обязанности ребенка в семье, в школе, социуме. Методическое объединение учителей истории. ноябрь Здоровье современных школьников. Культура «общения» с компьютером Методическое объединение учителей математики и информатики, МО учителей биологии. Специалисты здравоохранения. январь Проблемы духовно- нравственного воспитания школьников. Методическое объединение учителей русского языка и литературы, казахского языка и литературы. апрель Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка. Психолог, социальный педагог. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тематика родительских собраний 1-4 классы «Я ученик и личность» «Я – строительство» – основа успешного воспитания вашего ребенка. «Интересы и склонности ваших детей». «Ваш ребенок личность». «Половые различия и проблемы пола.» «Трудности школьного ученичества» «Я – Гражданин Казахстана». «Родителям о правах и обязанностях своего ребенка» «Роль родителей в формировании потребности ребенка в постоянном пополнении своих знаний». «Права детей в семье» «Нормативно-правовые основы воспитания» «Мир прекрасного». «О важности творческого развития личности». «Творческая семья – творческий ребенок». «Мир здоровья» «Физиологические особенности учащихся младшего звена». «Предупреждение переутомляемости ребенка». «О здоровом питании и правильном режиме дня». «Культура общения с компьютером» «Мир семьи» «Одаренный ребенок в семье» «Неполные семьи, проблемы воспитания» «Союз семьи и школы во благо ребенку». «Роль семьи в формировании экологической грамотности ребенка». «Мир труда», «Мир профессий» «Организация учебной деятельности младшего школьника». «Интеллектуальное развитие ребенка младшего школьного возраста» ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ 1 класс 1. Первый раз - в первый класс. Традиции школы. Особенности учебно- воспитатльной равботы школы. 2. Особенности интеллектуального и личностного развития первоклассников. Индивидуальные особенности личности младшего школьника. 3. Организация учебной деятельности младшего школьника. Режим дня. Внеурочная занятость. 2 класс 1. Особенности учебников. Как приготовить домашнее задание? 2. Семейные праздники и их значение для ребенка. 3. Книга – лучший друг человека! Как развивать у ребенка желание читать? 4. Система поощрения и наказания в семье. 3 класс 1. Семейные традиции: вчера, сегодня , завтра. 2. Психолого- возрастные особенности учащихся 3 классов. 3. Вредные привычки. Роль семьи и школы в решении проблемы. 5. Духовно- нравственное воспитание детей. 4 класс 1. Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям и детям о половом воспитании детей. 2. О чем может рассказать школьный дневник? 3. Причины детских суицидов. 4. Свободное время и развлечения учащихся. ТЕМАТИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ (5-8 классы) «Я – ученик и личность» «Потребности подростка в самосовершенствовании и роль родителей в этом процессе». «Родителям о последовательности формирования «Я – концепция школьника». «Я – гражданин Казахстана» «Роль семьи в формировании жизненной позиции». «Семья – основная ячейка общества». «Родителям о правах и обязанностях подростка». «Мир прекрасного» «О важности творческого развития личности». «Стимулирование творческого поиска формирующейся личности». «Эстетическое воспитание подростков». «Мир здоровья» «Физиологические особенности учащихся среднего звена». «Наркомания и алкоголизм – беда 21 века». «О вредных привычках». «Мир семьи» «Роль семьи в формировании жизненной позиции». «Семья – основная ячейка общества». «Родителям о правах и обязанностях подростка». «Мир труда», «Мир профессий» «Богатство природы на пользу человечеству». «Роль семьи в формировании экологической грамотности подростка». «Трудовое воспитание подростков, нравственный смысл их труда». подростка». «Интеллектуальные приоритеты учащихся, как основа их профориентации». ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ 5 класс - Психолого- педагогические особенности пятиклассников. Особенности обучения, преемственность, традиции. - Проблемы адаптации пятиклассников в школе. - Книга, телевидение, компьютер и пятиклассник. - Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника. 6 класс - Проблемы подросткового возраста. - Компьютер в жизни школьника. Положительные эмоции в жизни человека, подростка. - Здоровье современного школьника. Агрессия ее причины. 7 класс - Поощрение и наказание детей в семье. Авторитет родителей. - Нравственные уроки моей семьи. - Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и художественной литературе. - Профильное обучение в школе: перспективы, выбор. 8 класс - Проблемы детского насилия. Суициды. - Жизненные цели подростков - О трудностях учения. - Ваш ребенок влюбился… Проблемы взаимоотношения полов. ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ (9-11 классы) « Мой мир: Я - ученик и личность» «Умение уважать юношескую самостоятельность». «Воспитание нравственной способности, бескомпромиссности, несгибаемости, непримиримости к злу». «Мир здоровья» «Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек 15-17-летнего возраста». «Наркомания и алкоголизм – беда 21 века». «Единство физической, нравственной, социальной и половой зрелости». « Мир правовых знаний» «Воспитание гражданского долга у юношей и девушек». «Как говорить с юношами и девушками о любви, семье и браке». «Правовое сознание юношества». «Мир прекрасного» «Духовные потребности юношества и их развитие». «Воспитание индивидуальных наклонностей, способностей, призвания». «Внеурочная занятость учащихся» «Мир семьи» «Умственное воспитание и интересы юношества». «Режим труда и учебы в годы ранней юности». «Интеллектуальные приоритеты учащихся, как основа их профориентации». «Мир профессии» «Проблемы профессионального самоопределения старших школьников» «Рынок труда Восточно-Казахстанской области» «Диагностика личности в сфере профессиональных компетенций» ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ 9 класс - Уроки этики и поведения для детей и взрослых. - Вредные привычки: алкоголь, табакокурение, наркомания и др. - Склонности и интересы подростков в выборе профессии. - Итоговая аттестация, проблемы подготовки, организации. 10 – 11 класс - Проблемы детского насилия. Суициды. - Жизненные цели подростков - О трудностях учения. - Ваш ребенок влюбился… Проблемы взаимоотношения полов. - Здоровье и вредные привычки. (СПИД, ВИЧ- инфекции, наркомания) - Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. Проблемы взаимоотношений подростков, юношеский максимализм. - Закон и ответственность. - Профессии, которые выбирают наши дети. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Подпрограмма «МОЙ МИР. Я –ученик, личность» Упражнение «Встаньте в круг » Соберитесь тесной кучкой вокруг меня. Когда я скажу «начали», вы закроете глаза и начнете двигаться в любую сторону хаотичным оброзом, стараясь при этом ни на кого не наступать. При этом вы будите жужжать, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время я хлопну в ладоши. Вы должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где вас застал сигнал. После этого я хлопну в ладоши дважды. Не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, вы попробуете выстроитсья в круг. Это будет просиходить в полной тишине, иначе вам не удастся почувствовать ни людей, стоящих рядом, ни той совершенной фигуры, какой является круг, я хлопну в ладоши трижды, вы откоете глаза и посмотрите какую фигуру вам удалось создать. Все ясно? Можно начинать? 3. САМООБУЧЕНИЕ Социально – педагогические задачи – пробы 1. Дебаты о пользе литературы Ситуация. (Задание выполняет пара учащихся.) Объявляется тема: «Литература – самый полезный предмет» (Можно предложить свободный выбор темы.) Задание. Первый участник приводит доказательства правильности утверждения, а второй – контраргументы. Затем они меняются местами: тема при этом может быть изменена. Социально приемленая позиция Уважение мнения дуругого человека Умение оценить ситуацию с разных позиций Адекватная оценка своих качеств, черт характера. Умение формулировать и отстаивать свое мнение. Шпаргалка Ситуация. (Задание выполняют все учащиеся за компьютерами, связанными локальной сетью, но возможен и бескомпьютерный вариант). Каждый участник читает свой оригинальный текст. Задание. Изобразите его в виде значков, рисунков, схем, карикатур, без слов. Отправьте свою «иллюстрированную шпаргалку» своему соседу справа. Зная текст в оригинале, каждый должен создать свою версию текста в соетствии со шпаргалкой (можно заранее обговорить общую тему текстов). Затем последовательно зачитываются все пары оригинальных текстов. Социально приемлемая позиция Уважительное отношение к реультатам деятельности другого человека. Умение оценить текст с разных позиций. Умение опередилить главную мысыль. Умение точно формулировать главную идею. Стремление научиться работать с книгой. Ситуация. В вашем классе есть отличники. Но они совершенно разные Задание. Как вы отнесетесь к отличинику, который: Не дает списывать ? Отказывается объяснить непонятный материал? Берет «калым» за решение задания для вас ? Социально приемлемая позиция Уважение достоинства, прав и труда своего одноклассника. Умнеие оценить ситуацию с разных позиций. Ответственность и критическое отношение к себе. Плохой ученик Ситуация. Приедствьте, что вы самый похой ученик в классе ( ничего не понимаете, не успеваете»....) Задание. Кто может быть виноват: Вы сами ? Учитель ? Родители ? Социально приемлемая позиция Ответственность и критическое отношение к себе. Упражнение – игра «Муха» В квадрате 3*3 клетки ползает муха. Ведущий в слух громко сообщает Куда она ползет. Вам необходимо за ней следить зрительно. Муха может по > »< уползать толко на один квадрат вверх, или вниз, или вправо, или влево. Нельзя давать ей выползать за пределы квадрата. Учитель указывает путь мухе, говоря: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Учащиеся мысленное отслеживают путь мухи. Если муха покинет квадрат, необхидимо крикнуть «сползла». Темп перемещения мухи увеличивается. Тот, кто не смог уследить за мухой, выбывает из игры (проигрывает). Последний оставшийся игрок получает приз «Самому внимательному». Загадка: Какое животное спряталось в алфавите? «..Г,Д,Е,Е,Ж,З,» (Еж). Тест « Распределение внимания » 9 5 11 23 20 14 25 17 1 6 3 21 7 19 13 18 12 24 16 4 8 15 2 10 22 В клетках квадрата в беспорядке размещены Цивры от 1 до 25. Определятся, сколько времени потребуется на решение этой задачи. Это и будет ваш показатель распределения внимания. Оценка по отношению к среднему результату класса. Тест на темп деятельности Нарисовать в течение минуты возможно большее количество треугольников Подситайте количесто знаков, написанных правильно за 1 минуту. Если 60 – вы флегматик, 60 – 70 – норма (сангвиник); более 70 – холерик. Социально – пелгогические задачи – пробы 1. Вас ругают родители Ситуация. У вас часто повторяются напряженные ситуации с родителями. С первой или второй фазы начинается раздражение с чьей – либо стороны, а дальше перепалка или скандал. Задание. Сформулируйте ответ на фразу: «Почему ты опять привел толпу своих друзей в дом, не преупредив меня ? » Социально приемленая позиция Терпение, выдержка и чувство такта. Уважение мнения близких людей Настрой на цель избегать конфлитов и улучшить отношения с близкими. 2. Несчастный случай Ситуация. Вы за городом. Отдых. Эксурсияя. Вы оступпились и подверну ли ногу. Задание. Как сообщить родителям ? Телеграммой: «Со мной произошел несчастный случай. Приезжайте немедленно.» По телефону: « Дорогие! У нас прекрасная погода. Загораю Вчера ходили в поход, а сегодня у меня день отдыха – слегка повредил ногу, скоро все будет в норме. А как вы?». Письмом: «Дорогие! Очень тебя прошу, только не нервничай! Я должна сообщить о неприятности. Даже не знаю, как тебе написать, чтобы ты не расстраивалась (Дальше – подробное описание проишествия.) Социально приемлемая позиция Умение владеть собой Способность думать не только о себе, близких, щадить их чувства. Диагностика «Фотография» Учащимся класса предлагается выступать в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководитель как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать. Среди одноклассников он должен расположить свое «фото» и «фото» классного руководителя. Анализируя полученные «фотографии», классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на «фотографии» ученик располагает себя, друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с настроением он выполняет эту работу. Урок физкультуры Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное – не строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по его усмотрению построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого, степень его включенности в жизнь класса. Упражнение Леонардо да Винчи На листе бумаги у вас бесформенный след от капли краски или чернил. В получившемся пятне необходимо увидеть части некоторого объекта (предмета, человека, животного, растения и т.п.) и дорисовать его. Упражнение «Фантазия» Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то какое? Почему именно в это? Если бы вы могли на недельку поменяться с кем-либо местами, то кого бы вы для этого выбрали? Почему? Если бы добрая фея обещала исполнить три ваших желания, то что бы вы пожелали? Представьте что перенеслись на 300 лет назад (вперед), чтобы вы стали бы делать? Если бы вы были три дня невидимы, то как бы вы этим воспользовались? Если бы вы обладали способностью читать мысли другого человека, то кого бы вы выбрали? Представьте себя (и свое окружение), каким бы вам хотелось быть? Теперь вы сможете оценить свои способности воображать, фантазировать. Упражнение «Я –воображающее, фантазирующее» Оцените (по пятибалльной системе) свои способности к воображению и фантазии в различных областях: Способен:  Представить себя в разных обстоятельствах, в различных ролях.  Представить последствия чего-либо  Сочинить (сфантазировать) музыку.  Сочинить (сфантазировать) рассказ Тест на темперамент Ответьте на вопросы одним из четырех вариантов. Запишите 1 балл в соответствующий столбик. Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик 1 Как вы видите себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать? ˜˜˗быстро включаетесь Действуете со страстью Спокойно, без лишних слов Неуверенно, робко 2 Как реагируете на замечания учителя? Говорите что больше не будете, а сами- снова Возмущаетесь Выслушиваете спокойно Молчите, но обижены 3. Как говорите о том, что вас затрагивает? Быстро, с жаром, но прислушиваетесь к другим Быстро, не слушая других Медленно, уверенно С большим волнением и сомнением 4. Надо сдавать контрольную работу, а она не закончена? Легко реагируете Торопитесь закончить Решаете спокойно, пока не отберут Сдаете работу, но уверенно 5. Трудная задача не получается сразу? Решаете упорно и настойчиво Бросите-продолжаете, бросите-еще пробуете Спокойно продолжаете Проявляете растерянность, неуверенность 6.После уроков вы спешите домой, а учитель предлагает остаться, сделать работу? Быстро соглашаетесь Возмущаетесь: «почему я?» Остаетесь, не говоря ни слова Проявляете растерянность 7.Родители делают вам не совсем справедливое замечание? Спокойно выслушиваете, спокойно заявляете о своем мнении Взрываетесь, вступаете в спор, опровергаете обвинение Не обращаете внимания: пусть повыступают Очень переживаете, плачете 8. Вы получаете плохую оценку; как изменится ваше настроение? Внешне не заметно, но внутри есть горесть Раскаиваетесь, вступаете в спор, опровергаете обвинение «Ну и что? Исправлю» Приходите в отчаяние, уныние 9. Ваш друг (подруга) не пришел на встречу? Ничего не предпринимаете до выяснения причин Проклинаете, мечете в его адрес гром и молнии «Все что ни делается, все к лучшему!» Переживаете, воображаете измену, крах отношений 10. Вы проигрываете в соревновании, в игре? Продолжаете борьбу, тренировки, готовитесь к будущей победе Теряете самообладание, обрушиваете обвинения на окружающих «не корову же проигрываем» приходите к выводу о своем ничтожестве Оценка результатов: Всего по десяти вопросам вы имеете 10 баллов (это 100%). Посчитав количество баллов в каждой из колонок: сангвиник-С, холерик-Х, флегматик-Ф, и меланхолик –М, вы можете увидеть, какой у вас темперамент (преобладает тот, по которому преобладает больше всего баллов). А точнее выражение вашего темперамента будет отражать формула: Т=тС+пХ-рФ-кМ То есть, на сколько процентов вы сангвиник, холерик, флегматики меланхолик (т, п, р, к- сумма баллов по колонкам в процентах). Направленность личности «Экстраверт или интроверт» Экстраверт: Ориентирован на то, что происходит вне его; Открыт всему происходящему вокруг; Соотносит свои суждения с мнением окружающих Любит действия, инициативен; Легко вступает в новые контакты, быстро осваивается в новом коллективе; Высказывает все, что думает; С интересом относится к новым людям, легко знакомится с ними; Если отношения не сложились, так же легко расстается, ничего не стремясь переиначивать на свой лад; Часто склонен к риску и опрометчивости. Интроверт: Ориентирован на свои ощущения, мысли, впечатления от того что вне его; Старается отгородиться (защититься) от обилия внешней информации; Задумчив, молчалив, внешне спокоен; Имеет узкий круг друзей; С трудом входит в новые контакты; Стремится к сосредоточенности и тишине; Не любит неожиданных визитов и сам не делает их; Хорошо работает в одиночку Прежде чем давать этот тест ученикам для ознакомления, стоит предложить следующее упражнение (приведенные ниже утверждения): А) приписать себя к интровертам или экстравертам (поставить рядом с утверждением букву Э или И); Б) по пятибалльной шкале оценить, насколько данное поведение свойственно мне лично (поставить около каждого утверждения балл): 5-это мне свойственно в высшей степени, для меня это всегда так. 4-это мне свойственно, так я поступаю часто, но не всегда 3-это мне присуще ровно наполовину: в половине случаев это так, в половине -наоборот, 2-в отдельных, редких случаях я действую именно так, но в основном Иначе.1 –это мне не свойственно вообще, со мной такого никогда не случается. После того (само) анализа ученики получают текст и список качеств интроэкстраверта (по Филатовой), сравнивают свои ответы со списком, подсчитывают свои баллы по интроверсии и экстраверсии Материал для задания Я- человек, который ориентирован на свои ощущения, мысли, впечатления от того, что вокруг меня; Ориентирован на то, что происходит вокруг меня; Соотносит свои суждения с мнением окружающих; Ориентирован на свои ощущения, мысли, впечатления от того, что вокруг; Легко вступает в новые контакты, быстро осваивается в новом коллективе; Старается отгородиться (защититься) от обилия внешней информации; С интересом относится к новым людям, легко знакомится с ними: если отношения не сложились- так же легко расстается, ничего не стремясь переиначивать на свой лад; с трудом входит в новые контакты; часто склонен к риску и опрометчивости; хорошо работает в одиночку, задумчив, молчалив внешне спокоен; имеет узкий круг друзей; открыт всему происходящему вокруг; Стремится к сосредоточенности и тишине; высказывает все, что думает; не любит неожиданных визитов и сам не делает их; ориентирован на свои ощущения, мысли, впечатления от того, что вокруг. 2. САМОВОСПИТАНИЕ Социально-педагогические задачи-пробы 1.Кража Ситуация. В вашем классе обнаруживается кража. У одной девочки украли дорогой плеер. Неизвестно, кто это сделал. Задание. Вы - классный руководитель. Девочка пришла к вам со своим горем. Вы стоите пред всем классом. Как вы поступите? Что вы предпримите? Социально приемлемая позиция Корректное и дос
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Мәләмет

Қонақтар тобыдағы қонақтар пікір қалдыра алмайды.