Согласованное определение » Заман-білімдінікі
Тіркелу Кіру
Сайтқа кіру
Жарнама
» » Согласованное определение

Согласованное определение

22-01-2017, 21:34
Автор: bilimtime
Қарау саны: 288
Пікірлер: 1
Версия для печати

Тема урока: Согласованное определение

Цель урока:

​ Углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения. Расширить представление об определении как второстепенном члене предложения;

​ Отрабатывать навыки согласования определения с определяемым словом; Совершенствовать навыки и умения производить синтаксический разбор;

​ Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Задача: обогатить словарный запас учащихся, формировать предметную компетенцию.

Тип урока: объяснение нового материала

Вид урока: урок – презентация

 

Оборудование:

​ Наглядность: репродукции картин знаменитых художников с изображением природы (леса), выставка рисунков учащихся;

​ Раздаточный материал (карточки, перфокарты), разноуровневые задания, учебник, коробочка для игры «Беспроигрышная лотерея», «Спектр вопросов».

​ Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

І. Организационный момент

Эмоциональный настрой (слайд 1)

- настроение у вас какое? – ОТЛИЧНОЕ

- в классе у нас все – ТРУДОЛЮБИВЫЕ

- а также – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ

- сегодня подготовка к уроку – ИДЕАЛЬНАЯ

- признание наше – ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ

- наберем мы баллы – НАИВЫСШИЕ

- благодарность учителям – ОГРОМНАЯ

- УЧИМСЯ ВСЕ НА «ОТЛИЧНО»

- Улыбнитесь друг другу

II. Повторение теоретических сведений (слайд 2)

Это интересно знать! (для любознательных)

- Ребята, кто знает, как можно запомнить спектр радужных цветов?

- Запомните очень просто. Произнесите волшебное предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?» Сегодня я приготовила вам необычное задание «спектр вопросов», но вы должны выиграть лотерею.

1.​ Игра «Беспроигрышная лотерея». Дети достают из коробочки номера заданий. На доске висят «спектр вопросов» их всего семь как семь основных цвета. Ученик выбирает цвет, учитель читает вопрос.

Есть и призы, и сюрпризы в виде поощряющих слов как «молодец», «умница» и.т.д. Эти слова записаны на кленовых листьях, за каждый правильный ответ учащиеся получают кленовые листья и вешают их на дерево, таким образом, на голом дереве появляются разноцветные листочки.

Отвечают на следующие вопросы:

1.​ Назови главные члены предложения.

2.​ Какие члены предложения относятся к второстепенным?

3.​ Для чего служат второстепенные члены предложения?

4.​ Расскажи о дополнении.

5.​ Расскажи об обстоятельстве.

6.​ Какие предложения можно назвать распространенным и?

7.​ Какие предложения называем нераспространенн ыми?

2.​ Работа с разноуровневыми заданиями (задания находятся в трех конвертах). Индивидуальная работа. Оценивание знаний учащихся в практической форме. Задания сложные отличаются условным цветом красным (1 – уровень), средней степени сложности – зеленым цветом (2 – уровень), упрощенные задания – желтым цветом (3-уровень). Задания, которые находятся в конверте, оцениваются баллом «5», «4», «3». Ученик выбирает по желанию конверт и соответственно задания сложные на «5» или средней степени сложности на «4», или упрощенные на «3».

3.​ Работа в паре. После выполнения работы учащиеся обмениваются заданиями, т.е. производят взаимопроверку по ключу ответа, оценивают друг друга.

III. Актуализация.

Дети, разгадав загадку, определяют тему урока (слайд 3).

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать беречь!

это определение

- Да, действительно автор этого стихотворения прав. Представьте такую ситуацию, что из нашей жизни исчезли все определения (прилагательные) . Что может произойти?

- Все станет серым, мрачным Показываю на примере (слайд 4) сравнительно две картины: бесцветную черно-белую и цветную.

Один ученик читает стихотворение о важности определении.

Очень замечательное –

Определение

Трудно без него,

Если пропадет оно.

Ну, представьте – ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучится?

Не скажем мы, «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»

Не скажем маме милая,

Красивая, любимая.

Отцу, и брату, и сестре,

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

Определения (слайд 5)

Так какой же второстепенный член предложения определение?

1. Объяснение нового материала попутным закреплением (слайд 6)

- Посмотрите на записанные предложения.

Через проектор демонстрируется текст, который вначале читаю сама, а потом ученики:

Прекрасный мир Земли открылся ему. Шумели листвой деревья, шуршали в траве насекомые. Все вокруг было нарядно и ярко. Синее небо, белые облака, белые облака, пестрые цветы, а над ними вьются чудесные бабочки.

Каждая группа готовит ответы на вопросы:

1.​ Есть ли в тексте определения?

2.​ На какие вопросы они отвечают?

3.​ К каким членам предложения относятся?

После этого ученики выписывают из текста в тетрадь определяемые слова с определениями и вопросом к нему, подчеркивая главное и зависимое слово (слайд 7)

Мир (какой?) прекрасный

Небо (какой?) синее

Облака (какие?) пестрые

Бабочки (какие?) чудесные

- В тексте есть два предложения, в которых отсутствуют определения. Первое из них я записываю в таком виде: Шумели (какой?) листвой (какие?) деревья, шуршали в (какой?) траве (какие?) насекомые.

Учащиеся должны вместо вопросов подобрать определения, указать графически, к какому члену предложения они относятся. Вот один из вариантов выполнения этого задания:

Деревья (какие?) большие

Насекомые (какие?) маленькие

Листвой (какой?) зеленой

В траве (какой?) высокой

 

Вывод:

- Какой же второстепенный член определение? (учащиеся отвечают на вопрос)

Затем учитель дополняет это правило (слайд 8)

Согласованными называются определения, которые соотносятся с определяемым словом в роде, числе и падеже.

(слайд 9)

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?

Согласованные

Несогласованные

Согласованные определения связываются с определяемым словом по способу согласования, т.е. стоят в том же роде, числе и падеже.

Над огромной безмолвной землей воцарилась ночь.

 

Несогласованные определения связываются определяемым словом по способу управления, реже по способу примыкания.

 

На фасаде дома прикреплена доска из мрамора

 

- Давайте, определим, какой частью речи может быть выражено определение

(слайд 10)

 

Способы выражения согласованного определения

Способы выражения

Примеры

1. Имя прилагательное

Вспоминается мне ранняя осень.

2. Причастие

Рассеянные ветром облака быстро неслись на запад.

3. Порядковые числительные

Они приехали в первый день.

4. Местоимение

Вижу твой жребий на светлом челе.

 

4.​ Игра «Следствие ведут знатоки». Найди ошибку. Учащиеся находят в таблице ошибку соотношения.

 

Способы выражения согласованного определения

Способы выражения

Примеры

1. Причастие

1. Прекрасный мир Земли открылся ему.

2. Имя прилагательное

2. Мы живем в двадцать первом веке.

3. Порядковые числительные

3. Наша земля прекрасна.

4. Местоимение

4. Любящий природу человек по натуре добрый.

 

5.​ Показ слайдов под музыку в исполнении Ванессы Мэй.

Беседа после показа картин знаменитых художников.

- Что изображено на этих картинах?

- Чем отличаются картины?

- Каков он зимний, весенний, летний, осенний лес?

Учащиеся выразительно читают несколько стихотворений русских поэтов Пушкина, Тютчева, Фета и.т.д.

5. Работа с текстом

Задание к тексту

- прочитать текст

- озаглавить текст («Лес», «Лес – экологическая система планеты», «Уничтожение лесов опасно»)

- определить тип и стиль текста (тип текста – повествование, стиль – публицистический )

1. Словарная работа (учащиеся работают со словарями Ожегова, Даля)

Цивилизация –

Источник строительных материалов –

Система планет –

Кров –

Лес, бор, чаща -

2. Выделить основную информацию в каждом абзаце.

Найти ключевые слова текста (начертить кластер) (слайд 11)

 

Групповая работа (учащиеся выделяют следующие ключевые слова).

 

1 – группы Лес дал человеку – первые орудия, познакомил с огнем, кормил, давал кров, защищал от солнца, ветра, дождя и мороза, спасал от хищных зверей.

2- группа Лес – источник строительных материалов, экологическая система планеты, химическая фабрика, проводит, отражает солнечное тепло, подымает урожайность полей, дают приют диким животным, служат объектом наук, помогает воспитанию маленьких граждан.

 

 

3- группа

Лес – служит человеку верную службу, но леса на Земле исчезают. Уничтожение лесов опасно.

3. Учащиеся читают сообщение выписанное из журнала РЯКШ № автор ….

- Слово экология в переводе с греческого означает «наука о доме». Только дом здесь понимается более широком смысле слова. Как же вести себя в нашем большом доме – природе, чтобы не нанести вред ни цветочку, ни травинке, ни дереву, ни роднику, чтобы Земля оставалась прекрасной всегда? А ведь мы не зря заговорили на эту тему. Для Восточно – Казахстанской области проблема экологии особенно актуальна: она опережает другие казахстанские регионы по загрязнению водоемов, воздуха, токсичности отходов. В 20 веке люди создали Черную книгу природы. В ней описаны животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли по вине человека. А ещё раньше появилась Красная книга, где исчезновения и нуждаются в нашей защите.

Главные цвета Земли – голубой и зеленый. И если синева – это небо и вода, то зелень – это царство растений. Что произойдет, если исчезнет зеленый покров Земли?

- Останутся без пищи животные и люди.

- Не будет привычной одежде, - ведь большая часть тканей сделана из растительного (хлопкового и льняного) волокна.

- Станут холодными дома, потому что важнейшие виды топлива – уголь и торф – не что иное, как остатки доисторических лесов.

- Да и книг не будет, поскольку бумага, на которой их печатают, - тоже растительного происхождения.

- А главное – все живущие на планете (и люди, и животные) задохнутся: ведь кислород в атмосфере появился благодаря непрекращающейся деятельности «зеленых фабрик».

 

4. Работа с пословицами. «Домашняя заготовка» (слайд 12) Учащиеся читают пословицы.

 

Дерево крепко корнями, человек – друзьями.

Земля красна плодами, жигит – делами.

Дерево дорого плодами, а человек – делами.

Где нет труда, сады там не цветут.

Криво дерево, да яблоки сладки.

Лес и вода – родные брат и сестра.

Деревья скоро садят, а скоро с них плоды едят.

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Родная земля – золотая колыбель.

Родина – жарче огня.

Человек без Родины – соловей без леса.

 

 

Игра «Кто знает больше?»

1. Показываю рисунки деревьев, учащиеся их отгадывают.

2. Отвечают на вопросы. Назовите деревьев долгожителей.

Многие растения живут очень долго. Дуб живет 1000-1500 лет, береза – 150 лет, акация – 50 лет и.т.д.

- А теперь встречаем главную гостью нашего урока Флору (ученица 10 «а» класса, областной призер олимпиады по русскому языку, Кожасеитова Минура заходит в кабинет в зеленом платье с венком на голове и читает стихотворение Дудина «Берегите землю»).

Учащиеся произносят клятву.

V. Подведение итогов урока

- что называется согласованным определением?

- на какие вопросы отвечают?

- перечислите способы выражения согласованного определения.

- что нового узнали на уроке?

VI. Домашнее задание

1-группа – сделать карточку соседу по парте по теме «Согласованное определеное»;

2- группа – написать грамматическое сочинение о согласованном определении;

3-группа – создайте или нарисуйте памятник «согласованному определению».

Всем: Закончить текст

Однажды зимой в лес явились люди. Загудели пилы, застучали топоры. Деревья начали падать в густой лес…

 

VII. Комментирование оценок.

 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Мәләмет

Қонақтар тобыдағы қонақтар пікір қалдыра алмайды.