Синтаксис. Словосочетание и предложение » Заман-білімдінікі
Тіркелу Кіру
Сайтқа кіру
Жарнама
» » Синтаксис. Словосочетание и предложение

Синтаксис. Словосочетание и предложение

19-03-2016, 00:04
Автор: bilimtime
Қарау саны: 395
Пікірлер: 0
Версия для печати

Синтаксис. Словосочетание и предложениеМаңғыстау облысы

Жаңаөзен қаласы

№21 орта мектеп

Орыс тілі пәні мұғалімі

Аманова Разия Калиевна

Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение

Цели: повторить изученный материал о словосочетании и пред­ложении; закрепить пунктуационные навыки.

Методические приемы: повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование словосочетаний и пред­ложений, объяснительный диктант.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1.Беседа по вопросам.

- Какие группы славянских языков вы знаете?

- Какие языки входят в каждую из групп?

- Почему славянские языки называются родственными?

- Докажите, что русский язык - развивающееся явление.

- Приведите примеры неологизмов.

2. Проверка упражнения 4.
Выразительное чтение стихотворения.

- Из скольких предложений состоит текст стихотворения? (Из двух сложных предложений.)

- Назовите грамматические основы всех простых предложений, входящих в состав сложных. (1 - листья скачут и бегут,

устилают; ветер не унес; 2 - сад не помнит; весна погре­бена.) 3. Сообщение по упражнению 6. II. Повторение темы «Синтаксис»

1. Беседа по вопросам (с. 5 учебника).

(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. Предложение выражает законченную мысль. Сложные предложения, в отличие от простых, имеют больше одной основы.

Главные члены предложения - его основа. Второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства) распространяют предложение, зависят от главных членов.

По цели высказывания предложения бывают повествователь­ные, вопросительные и побудительные.)

2.Конструирование словосочетаний.

-К каждому из данных слов подберите такое, чтобы получи­
лось словосочетание. Охарактеризуйте словосочетания и сде­
лайте их схемы.

(Класс работает устно. Выбираем лучшие примеры и записы­ваем на доске и в тетрадях.)

Год (новый, учебный, памятный...) - прилагательное + суще­ствительное.

Год (тигра) - существительное + существительное. Слушать (музыку)- глагол + существительное. Слушать (внимательно) - глагол + наречие.

3.Конструирование предложений.

-Используя эти словосочетания, составьте два предложения:

простое и сложное. Обозначьте основы, охарактеризуйте
предложения по цели высказывания.

Обсуждение, лучшие примеры записываются. Например:

А теперь, друзья, слушайте музыку из кинофильмов.

Основа: слушайте (один главный член - сказуемое).

Комментируем пунктограммы: слово друзья не является членом предложения. Это обращение, выделяется с обеих сторон запятыми. Отмечаем, что предложение побудительное.

В старину первого сентября праздновали Новый год, а сейчас в этот день начинается учебный год.

Основы: праздновали (один главный член - сказуемое); год на­чинается.

Важно обратить внимание на слово «день», которое стоит в фор­ме винительного падежа, совпадающей с формой именительного. В предложении это слово является дополнением. Комментируем орфограммы: старину, праздновали, начинается - и пунктограмму. Отмечаем, что предложение повествовательное.

4. Выполнение упражнения 7 с последующей проверкой.
Отмечаем основы в простых и сложных предложениях, выде­ляем словосочетания.

5. Объяснительный диктант.

Повторение знаков препинания при однородных членах и в сложносочиненных предложениях с союзом «и». Комменти­руем орфограммы и пунктограммы, отмечаем основы в простых и сложных предложениях.

1)Свет проникал в самую глубину ущелья и на дне реки разжи­галкостры из разноцветных камней.

(Предложение простое, однородные сказуемые соединены сою­зом «и», запятая не ставится. Проникал — проник, разжигал - чере­дование гласной в корне (после корня стоит суффикс «а», значит, пишем «и», но разжечь».)

2)Солние село, и тусклые тучи висели над темной степью.
(Предложение сложное, запятая ставится. Солнце - непроизно­симая согласная «л», висели - виснет.)

3)Снаружи доносились обычные заоконные звуки: дальний шум
улицы, шелест листвы, курлыканьеголубей.
(Б. Акунин.)

(Предложение простое, с однородными подлежащими при обоб­щающем слове. Орфограммы: снаружи, доносились, обычные, за­оконные, шелест, курлыканье, голубей.)

4)Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звез­ды, и луну. (А.С. Пушкин.)

(Предложение простое, с однородными дополнениями. Перед повторяющимся союзом «и» ставится запятая. Орфограммы: уеди­ненье, тишину, ночь.)

5)Старый компьютер работает медленно, но надежно.
(Предложение простое, с однородными обстоятельствами, перед

союзом «но» ставится запятая. Орфограммы: компьютер, работает, медленно.)

6)Машины, автобусы, троллейбусы, трамваи- весь транспорт
стоял в пробке.

(Предложение простое, с однородными обстоятельствами приобобщающем слове. Орфограммы: машины, троллейбусы, трамваи, транспорт, стоял, пробке.)

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы с. 6.

2. Упражнения 8: письменно, 9: устно.

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Мәләмет

Қонақтар тобыдағы қонақтар пікір қалдыра алмайды.